Религии в Средневековом Жетысу и регионе Алматы

Религии в Средневековом Жетысу и регионе Алматы. Жители Жетысу исповедовали различные мировые религии и местные культы. Важную роль в их распространении сыграл Великий Шелковый путь. Шаманизм (баксылык). Основан на вере в духов, которые населяют окружающий мир. Посредники - шаманы/баксы избираются из людей духами, они же их и обучают тайнам общения с ними. Шаманы вступают в связь с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель сливается с шаманом в единое целое или же душа шамана принимает облик духа-покровителя. Шаманы, которые в древнетюркских текстах названы «кам», были прорицателями, лекарями, глашатаями «божественной воли». Тенгрианство. Основой религии древних тюрков было поклонение Небу (Тенгри/Тәнір) и Земле–Воде (Йер–Суб). В этой паре божественных сил основным было Небо. По воле Неба правили каганы, которые именовались «небоподобными и на Небе рожденными». Следующим по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Большое значение в верованиях раннего средневековья имел культ священных гор Ылукбаш. Древние тюрки особо почитали «священную Отюкенскую чернь» (Хангайские горы), дух которых считался духом-покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков», где, по тюркским сказаниям, волчица родила их прародителей. Одним из выражений поклонения духам-предкам служил обычай устанавливать в святилищах и у поминальных оград каменные скульптуры, иногда в боевом облачении, с чашей в руках. Буддизм. Проникновение его шло через Среднюю Азию и Восточный Туркестан начиная с сер. 1 в. н. э. В его распространении значительную роль сыграли среднеазиатские богословы и миссионеры, в особенности парфяне, кангюйцы. В раннем средневековье основными миссионерами буддизма стали согдийцы. Буддизм существовал в регионе в 13–14 вв. Христианство. Распространялось с Запада на Восток, по Великому Шелковому пути. В 7-8 вв. в Жетысу широко распространилось несторианство, о чем свидетельствуют находки кайраков (надгробных камней) с христианской символикой, находки многочисленных нательных крестов, найденных при раскопках погребений на кладбищах средневековых городов. Манихейство. Возникло в 3 в. в Иране, представляло в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма – идею борьбы добра и зла, света и тьмы. В Жетысу своих приверженцев манихейство имело в среде оседлого населения. Ислам. В начале 10 в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-Хан Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией. С этого времени ислам становится государственной религией в Жетысу и регионе Алматы. К 10–11 вв. относится постройка мечети в одном из крупнейших городов Жетысу Баласагуне. Погребальный обряд того периода характерен для мусульман и совершался по определенным канонам: в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича. В 10–12 вв. на некрополях городов появляются монументальные сооружения–мавзолеи. В числе проповедников ислама были ученики Ходжа Ахмеда Яссауи, которые переселялись из г. Туркестана в города Жетысу и распространяли ислам в форме суфийских учений – «яссайвия». Примерами широкого распространения ислама в регионе Жетысу и Алматы является керамика с арабскими надписями, поливная посуда, украшенная стилизованными арабскими буквами, богатая бронзовая утварь, в частности бронзовые светильники – принадлежность мечетей, монеты, чеканенные на монетном дворе в г. Алматы с надписями на арабском языке.